Само по себе фотоизображение воспринимается наблюдателем, как плоское и статичное.
Задача фотохудожника наполнить фотографию «духом» и задать в этом плоском изображении движение жизни, которое взволнует зрителя и даст волю не только воображению, но и серьёзным размышлениям.
Фотограф, теоретик, преподаватель А. И. Лапин описывал два подхода в создании фотографии. Рациональный, когда складывается формальное (информационное) фотоизображение. Художественная же фотография по своей структуре, где форма и содержание неразрывны. В такой фотографии образ создаётся через художественную форму, а она выражает содержание.
Форма — это возможность построить кадр с набором свойств: свет, тень, тон, ритмы, смысловой центр и др.
Содержание определяет ценность фотографии. Сложность в том, что при наличии неизменной формы, содержание зависит от подготовленности восприятия зрителя. Оно имеет возможность не совпадать с авторским.
В начале 20 века дискуссии о праве фотографии быть самостоятельным искусством велись неперерывно между искусствоведами и художниками, сравнивавшими фотоснимок и рукотворную живопись.
Композиционное творчество для фотографии стало необходимым утверждением. Мышление авторов включившим работу с фотографической композицией вывело фотографию на новый уровень. Пример мастерства композиционной фотографии в знаменитых работах Анри Картье-Брессона.
Фотография, как композиционное творчество, становится не просто копированием окружающего материального мира, а поиском духа в нём. Композиция, по Лапину, определяет пластическую структуру кадра. Фотограф, как автор, включает осознанное понимание деталей, ритма, связи света и тени, цветового тона или монохрома. Именно в этом моменте в сознании автора возникают ассоциации, интуитивное предвосхищение события или природного явления. Фотограф останавливается в единении с объектом съёмки, он эмоционально вовлечён и готов отстаивать созданный им самим визуальный язык изображения.
Фото стало доступным средством общения за счёт смартфонов и роста аккаунтов в социальных сетях. Мы все проживаем период визуальной эйфории. Важно принять, что массовая культура обесценивает фотографию, но это не уменьшает её значимую роль в искусстве.
Главное, мне кажется, чтобы фотографы не боялись сокращать эмоциональную и когнитивную дистанцию до объекта съёмки.
Самоотверженный Юджин Смит когда-то упомянул, что слово «объективность» нужно исключить из журналисткого фольклора. В реальном времени объективность стала граничить с равнодушием и безучастностью автора.
Нет сомнений, что будущее фотографии завивсит от возвращения к авторской интерпретации и особенностям нарощенного мировоззрения самого фотографа. Проблема формы и содержания в настоящем времени актуальна в музыке, литературе, кинематографе, театре, так как всё меньше процесса рассуждения автора, где он ищет достижение баланса духа и материи, формы и содержания.
Подбор фотографий из моего архива.
Изображение со смысловым центром. Фотография «Соль» сделана в месте скорби и слёз — на кладбище. Можно почувствовать, как меняется восприятие, если убрать в графическом редакторе центральную точку. Берёзка на деревенском кладбище, как будто продолжение могильного креста. Её ветви робко тянутся к небу взывая о помощи.
«По земле рассыпается соль, пока все ждут манны небесной…», 2023
Уличная фотография «Геометрия жизни человека». Ритм создаётся не только линиями, но ещё и свето-теневым рисунком. Фигура неизвестного мужчины в центре светлой полосы отправляет к метафоре, что жизнь каждого из нас, как полосатая зебра… Убрав фигуру мужчины в редакторе (видно на фото 2) меняется баланс, так как форма осталась, а содержание изменилось.
Фотография из уличной серии «Спящие». Знойный летний день в центре Пскова. Каждый раз открывая эту фотографию задаюсь вопросом, а может ли отношение к человеку в современном социуме формироваться минуя его статус… или бак в кадре не случаен?!
Фотография «Дорога умягчения сердца» сделана рядом с Иоанно-Богословским Череменецким монастырём. Особенность в том, что на дороге отсутствует путник, но за счёт света, направления ветра по траве, неба, креста — всё приходит в движение.
Поразмышляйте…)
«Мир и война», 2022
1. Ан. Вартанов. Фотография: документ и образ. — М.: Планета, 1983.
2. А.И. Лапин. Фотография как… — М.: Тримедиа, 2013.
3. Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность. — Спб.: Лимбус Пресс, 2013.