Фотография: «материя-дух», «форма-содержание»

Само по себе фотоизображение воспринимается наблюдателем, как плоское и статичное.

Задача фотохудожника наполнить фотографию «духом» и задать в этом плоском изображении движение жизни, которое взволнует зрителя и даст волю не только воображению, но и серьёзным размышлениям.

Фотограф, теоретик, преподаватель А. И. Лапин описывал два подхода в создании фотографии. Рациональный, когда складывается формальное (информационное) фотоизображение. Художественная же фотография по своей структуре, где форма и содержание неразрывны. В такой фотографии образ создаётся через художественную форму, а она выражает содержание.

Форма — это возможность построить кадр с набором свойств: свет, тень, тон, ритмы, смысловой центр и др.

Содержание определяет ценность фотографии. Сложность в том, что при наличии неизменной формы, содержание зависит от подготовленности восприятия зрителя. Оно имеет возможность не совпадать с авторским.

В начале 20 века дискуссии о праве фотографии быть самостоятельным искусством велись неперерывно между искусствоведами и художниками, сравнивавшими фотоснимок и рукотворную живопись.

Композиционное творчество для фотографии стало необходимым утверждением. Мышление авторов включившим работу с фотографической композицией вывело фотографию на новый уровень. Пример мастерства композиционной фотографии в знаменитых работах Анри Картье-Брессона.

Фотография, как композиционное творчество, становится не просто копированием окружающего материального мира, а поиском духа в нём. Композиция, по Лапину, определяет пластическую структуру кадра. Фотограф, как автор, включает осознанное понимание деталей, ритма, связи света и тени, цветового тона или монохрома. Именно в этом моменте в сознании автора возникают ассоциации, интуитивное предвосхищение события или природного явления. Фотограф останавливается в единении с объектом съёмки, он эмоционально вовлечён и готов отстаивать созданный им самим визуальный язык изображения.

Фото стало доступным средством общения за счёт смартфонов и роста аккаунтов в социальных сетях. Мы все проживаем период визуальной эйфории. Важно принять, что массовая культура обесценивает фотографию, но это не уменьшает её значимую роль в искусстве.

Главное, мне кажется, чтобы фотографы не боялись сокращать эмоциональную и когнитивную дистанцию до объекта съёмки.

Самоотверженный Юджин Смит когда-то упомянул, что слово «объективность» нужно исключить из журналисткого фольклора. В реальном времени объективность стала граничить с равнодушием и безучастностью автора.

Нет сомнений, что будущее фотографии завивсит от возвращения к авторской интерпретации и особенностям нарощенного мировоззрения самого фотографа. Проблема формы и содержания в настоящем времени актуальна в музыке, литературе, кинематографе, театре, так как всё меньше процесса рассуждения автора, где он ищет достижение баланса духа и материи, формы и содержания.

Подбор фотографий из моего архива.

Изображение со смысловым центром. Фотография «Соль» сделана в месте скорби и слёз — на кладбище. Можно почувствовать, как меняется восприятие, если убрать в графическом редакторе центральную точку. Берёзка на деревенском кладбище, как будто продолжение могильного креста. Её ветви робко тянутся к небу взывая о помощи.

«По земле рассыпается соль, пока все ждут манны небесной…», 2023

Фотография: «дух-материя», «форма-содержание», изображение №2
Следующая фотография «Ангел». Крылья ангела с просветом на купола Софийского собора, а голубь в один миг вспорхнул над ним… Много философских вопросов к мгновению… А что, если голубь — отождествление души или предвестник мира?! Убираем голубя и пространство становится пустым и невыразительным…
Фотография: «дух-материя», «форма-содержание», изображение №3
Фотография: «дух-материя», «форма-содержание», изображение №4
 

Небольшая уличная серия «Абьюзеры». Искорёженные стволы деревьев отражают разборку во дворе между парнем и девушкой. Кроны закрывают их головы. Мы видим напряжённость в руках и ногах молодых людей. Ещё секунда и кто-то ударит первым… Деревья добавляют контрастности эмоциям и делят изображение на две условные части — чёрное и белое.

Абьюзеры, 2021
«Абьюзеры», 2021

 

Уличная фотография «Геометрия жизни человека». Ритм создаётся не только линиями, но ещё и свето-теневым рисунком. Фигура неизвестного мужчины в центре светлой полосы отправляет к метафоре, что жизнь каждого из нас, как полосатая зебра… Убрав фигуру мужчины в редакторе (видно на фото 2) меняется баланс, так как форма осталась, а содержание изменилось.

 

Геометрия жизни человека, 2021
Фотография: «дух-материя», «форма-содержание», изображение №7
«Геометрия жизни человека», 2021

 

Фотография из уличной серии «Спящие». Знойный летний день в центре Пскова. Каждый раз открывая эту фотографию задаюсь вопросом, а может ли отношение к человеку в современном социуме формироваться минуя его статус… или бак в кадре не случаен?!

Спящие, 2021
«Спящие», 2021

 

Фотография «Дорога умягчения сердца» сделана рядом с Иоанно-Богословским Череменецким монастырём. Особенность в том, что на дороге отсутствует путник, но за счёт света, направления ветра по траве, неба, креста — всё приходит в движение.

Дорога умягчения сердца, 2023

 

Поразмышляйте…)

«Мир и война», 2022

Мир и война, 2022
«Его птицы», 2022
Его птицы
 
«Любви нет», 2018
Любви нет, репортажная фотография
«Лёд тронулся», 2019
Лёд тронулся
 «Любовь перед толпой зевак», 2015
Любовь перед толпой зевак
Использованные источники: 

1. Ан. Вартанов. Фотография: документ и образ. — М.: Планета, 1983.

2. А.И. Лапин. Фотография как… — М.: Тримедиа, 2013.

3. Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность. — Спб.: Лимбус Пресс, 2013.